Иван Алексеевич Гарднер

Иван Алексеевич Гарднер (1898, Севастополь – 1984, Мюнхен) – ученый, музыкант, публицист, педагог, исследователь русского церковного пения. Автор фундаментального двухтомного труда «Богослужебное пение Русской Православной Церкви».


С наиболее полной биографией И.А.Гарднера можно ознакомиться в издании: Борис Даниленко, прот. Литургия апостола Иакова в церковнославянском переводе И.А.Гарднера: история и текстология. Wien-Berlin: Peter Lang, 2020. – С.101–128. ISBN 978-3-631-80794-1
Сокращенный вариант этого текста, приведенный на сайте в данном разделе, составлен также протоиереем Борисом Даниленко. Воспроизведение обоих вариантов текста разрешается только строго с указанием авторства.


И.А. Гарднер. Предположительно 1944 год.
И.А. Гарднер. Предположительно 1944 год.

Иван Алексеевич Гарднер родился 9 декабря по старому стилю 1898 года в Севастополе (Крым, Российся империя). Его отец – Алексей Павлович Гарднер (1863–1908) принадлежал к роду Гарднеров, восходящему к приехавшему в Россию из Англии в XVIII веке Францу Яковлевичу Гарднеру (1714–1796), и был связан с началом производства российского фарфора. Гарднеровская мануфактура, основанная в 1766 году в Дмитровском уезде Московской губернии, стала одним из главных фарфорофаянсовых производств в Российской империи, а затем, под торговой маркой «Вербилки», и в Советском Союзе. Мать Ивана Алексеевича – Анна Андреевна (урожденная Львова, 1865–1942), дочь крупного помещика и владельца сахарного завода в Черниговской губернии.

После смерти отца в 1908 году, постоянным местом проживания семьи Гарднеров была Москва. В первые годы жизни Иван Алексеевич получал исключительно домашнее образование, основой которого были занятия французским языком и музыкой. Лишь с 1 сентября 1911 года он начал обучение в 3-м классе Московского Императорского лицея Цесаревича Николая (Катковский лицей), которое продолжалось до 1914 года. Паломнические поездки в детстве и юности по главным монастырям России (Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра, Саровская пустынь), посещение московских, петербургских, киевских и других церквей привили ему вкус к богослужению и заложили прочную основу для дальнейшего практического и теоретического изучения как самой формы богослужения, так и древних литургических мелодий с последующей их гармонизацией. Посещая храмы первопрестольной, юноша обращал внимание на многообразие музыкальных стилей и направлений, соседствовавших в литургической практике московских церквей и монашеских обителей. Ещё в 4-м классе лицея Иван начал интересоваться историей и древними формами русского церковного пения. Он учился у частных преподавателей игре на скрипке и фортепиано, много времени уделял теоретическим музыкальным предметам, прошёл курс гармонии по учебнику Римского-Корсакова. Но особенно тщательно и глубоко изучал работы историков церковного пения – Вознесенского, Металлова, Разумовского, Смоленского. Вследствие чего уже в 14 лет начал собирать нотную библиотеку по церковному пению и относящиеся к нему теоретические материалы. Под влиянием трудов Металлова и Смоленского серьезно увлекся древнерусской безлинейной нотацией, при наставнической поддержке знакомых мастеров пения – старообрядцев, смог ближе познакомиться со знаменным пением на их богослужениях. Во время этих служб использовались литургические книги, музыкальное сопровождение к которым записывалось при помощи невм, (знамён), в просторечии такая система нотописания называлась крюками. Традиции Синодального хора, старообрядческая певческая практика, греческое и, конечно, обиходное пение приходских церквей стали предметом его юношеских наблюдений и изысканий. В каникулярное время летом 1914 года он стал слушателем Летних регентско-учительских курсов, учрежденных при музыкальном училище Е.М.Самойловой в Севастополе, аттестат об окончании которых бережно хранился им в последующие годы.

С 1914 года Анна Андреевна долго не могла принять решение относительно избрания постоянного места жительства для себя и сына. Летом 1915 года предпочтение было отдано Севастополю. Гарднеры окончательно переезжают из Москвы в Крым. В этом же году по благословению архиепископа Димитрия (князя Абашидзе, 1867–1942), занимавшего в то время Херсонскую и Таврическую кафедру, Иван Гарднер готовился к поступлению в Таврическую духовную семинарию, находившуюся в Симферополе. Однако, из-за объявления учета лиц, родившихся в 1898 году, для прохождения воинской повинности, он не был допущен к сдаче вступительных экзаменов. В конце ноября 1915 года он поступил в 5-й класс Севастопольского коммерческого училища, учеба в котором увенчалась получением свидетельства об окончании в 1920 году. В начале 1919 года И.А.Гарднер увлекается зарождавшимся тогда скаутским движением. С момента поставления во епископы в феврале 1919 года бывшего ректора Таврической семинарии в Симферополе архимандрита Вениамина (Федченкова, 1880–1961) он исполняет обязанности его старшего иподиакона. В августе 1919 года епископом Вениамином Иван Алексеевич был посвящен во чтецы. После вступления в Крым Добровольческой армии преосвященный Вениамин становится Управляющим военным и морским духовенством Вооруженных сил юга России (с мая 1920 года – епископ армии и флота Русской армии), а И.А.Гарднер получает при нем должность «чиновника для особых поручений». 13 ноября 1920 года во время эвакуации остатков Добровольческой армии под предводительством П.Н.Врангеля вместе с владыкой Вениамином И.А.Гарднер покидает Крым на линкоре «Алексеев». Мать Ивана Алексеевича покинула Советский Союз после 1934 года и провела последние годы жизни в Швейцарии, где и скончалась в 1942 году в возрасте 77 лет.

Полгода И.А.Гарднер проводит в Константинополе, совмещая обязанности «чиновника и переводчика» епископа Вениамина с ежедневной работой в канцелярии Высшего русского церковного управления заграницей. С 5 июня до начала зимы 1921 года он находится на греческом острове Лемнос, названном им «островом добровольных русских изгнанников», откуда отбывает в Бургас (Болгария); в конце 1921 года возглавляет отряд русских скаутов в Варне; после получения югославской визы 23 мая 1922 года пребывает в Белград.
В 1922 году после тяжёлых скитаний на чужбине Иван Гарднер начинает обучение на богословском факультете Белградского университета (в то время Королевство сербов, хорватов и словенцев). В этот период Иван Гарднер, находясь под сильным влиянием архиепископа Гавриила (Чепура, 1874–1933), знатока устава, истории богослужения и практик церковного пения, стал регулярно заниматься музыкальной композицией – гармонизацией древнерусских церковных мелодий для хора, рассчитанных на использование за богослужением. Наряду с церковным служением и занятиями церковной наукой в тот период он увлекается театром, и даже участвует в спектаклях. Во время обучения на богословском факультете он много путешествует по сербским монастырям, при этом занимается фотографией – это увлечение сопутствовало ему многие годы. В 1926 году И.А.Гарднер вместе с однокашниками совершил паломническое путешествие на Афон. Впечатления от путешествия, отличающиеся «фотографичностью» повествования, он записал в составе своих воспоминаний. Позднее эти воспоминания И.А.Гарднер оформил в виде отдельного машинописного очерка, получившего наименование Афон, напечатанного на страницах журнала Жар-Птица (Мюнхен) и Родные перезвоны (Брюссель).

Учась на старших курсах Богословского факультета, И.А.Гарднер начал лекторскую деятельность, связанную с историей церковных древностей – иконографией, церковной архитектурой и богослужебным пением. Материалы о сделанных им докладах в виде публикаций за подписью Православный издавались в выходившей в Белграде русской газете Новое время. На ряд из них появляются отклики в печати.
Закончил Белградский университет Иван Алексеевич в 1928 году.

1 мая 1928 года И.А.Гарднер получает назначение Министерства вероисповеданий Королевства сербов, хорватов и словенцев в Цетинскую семинарию, должность преподавателя которой он фактически занимает до 7 апреля 1931 года.
Летом 1930 года в каникулярное время, прислушавшись к советам своих бывших однокашников по Белградскому университету и своих учеников по Цетинской семинарии, И.А.Гарднер из Черногории отправляется путешествовать на Карпаты, а 24 августа из города Хуста отправляется в обратный путь, чтобы успеть вернуться к началу учебного года. Результатом такого краткого двухмесячного пребывания на Пряшевской Руси, в частности в селе Ладомирово (Владимирова, словац. Ladomirová), где размещалась Русская духовная миссия, которую возглавлял в то время архимандрит Виталий (Максименко, 1873–1960), и Подкарпатской Руси – стали не только путевые очерки-письма, но и решение о дальнейшем служении Церкви в монашеском чине. 7 апреля 1931 года он вновь отправляется на Карпаты и прибывает в Хуст 10 апреля, а с 15 апреля становится чиновником Мукачевского епархиального управления, находившегося в селе Иза, расположенном в 5 километрах от Хуста. 24 апреля 1931 года в Свято-Николаевском общежительном монастыре, находящемся к востоку от Изы, И.А.Гарднер принимает монашество. Совершавший постриг настоятель монастыря архимандрит Матфей (Вакаров, 1888–1953) нарек его Филиппом в честь святителя Филиппа, митрополита Московского. На следующий день в субботу 25 апреля 1931 года за божественной литургией в Хусте епископом Иосифом он был рукоположен во иеродиакона. Дата и место рукоположения его во пресвитеры установлены благодаря письму Архиепископа Аверкия (Таушева, 1906–1976) от 5/18 марта 1976 года, в котором он пишет: «Кстати, – трудно поверить! – 5/18 мая исполняется ровно 45 лет со дня, когда нас с Вами рукополагал Преосвященный Иосиф. Как летит время!» Исходя из этого письма, становится ясно, что во пресвитеры иеродьякон Филипп (Гарднер) был рукоположен 8/15 мая 1931 года.

Дальнейшее служение иеромонаха Филиппа проходит в православной гимназии и гимназическом интернате в Хусте.
Летом 1934 года иеромонах Филипп покидает Подкарпатскую Русь и становится насельником Русской духовной миссии в Иерусалиме. Прибыв в Палестину в августе 1934 года, отец Филипп посвятил все свои силы редакционно-издательской работе. 1-й номер журнала Святая Земля к тому времени уже увидел свет, а подготовка следующих велась при его непосредственном участии. За время работы в Миссии он не только опубликовал на страницах журнала 18 подписанных его именем или инициалами статей, заметок и переводов, но и подготовил большинство материалов, публиковавшихся от имени редакции. Тогда же им были составлены два богослужебных последования – святой праведной Тавифе и святым Праотцам, в Хевроне почивающим. Последняя была частично напечатана в №5 журнала Святая Земля за 1939 год. Кроме того, им была проведена колоссальная работа, связанная с организацией подписки на журнал в самых разных точках на карте мира, где только находились его потенциальные читатели – клирики и прихожане русских православных храмов. В июне-июле 1936 года в бытность свою членом Русской духовной миссии в Палестине он предпринимает, предварительно связавшись с протоиереем Михаилом Польским (1891–1960), настоятелем русского храма в Бейруте, путешествие по Ливану и Сирии, результатом чего стал пространный очерк, печатавшийся в газете Русский народный голос (Ужгород). Его машинописный вариант был перепечатан автором в Вене в 1940 году.

Однако уже в июне 1937 года отец Филипп возвращается из Палестины на Карпаты. Во время Второго Всезарубежного собора Русской Православной Церкви заграницей, проходившего в августе 1938 года в Белграде, он назначается председателем редакционного комитета Братства преподобного Иова Почаевского во Владимировой и возводится в сан архимандрита. Начиная с 1 января 1938 года отец Филипп находился в Белграде, где был возведен в сан игумена, а в конце марта отправился на Подкарпатскую Русь. Весной 1938 года игумен Филипп был назначен настоятелем русского храма святителя Николая в Вене, а весной 1942 года в сане архимандрита получает должность настоятеля Воскресенского собора в Берлине. 14 июня 1942 года над ним совершается епископская хиротония. С тех пор он – викарий митрополита Берлинского и Германского Серафима с титулом Потсдамский. Тяжелейшее душевное состояние, связанное с позицией по отношению к властям Третьего рейха, занятой митрополитом Серафимом (Ляде, 1883–1950), в подчинении которого находился епископ Филипп, привело к оставлению им в 1944 году епископского служения. Он перебирается в Австрию, а затем в Баварию, в Бад-Райхенхалль и вступает в официальный брак с Helga Firzlaff (1921–2010).

Перемены в жизни И.А.Гарднера, связанные с женитьбой, заставляли его искать средства к существованию. С рождением троих детей – Анатоля, Константина и Ангелины материальное положение И.А.Гарднера и его супруги оказалось еще более сложным. С большим трудом Иван Алексеевич смог найти постоянное место регента не в православном храме, а лишь в возникшей на территории Австрии в Зальцбурге в июле 1946 года общине русских католиков. Именно во время своего занятия регентским делом в Зальцбурге, а оно продолжалось около 10 лет – до 1954 года, И.А.Гарднер написал большую часть своих церковно-хоровых произведений. Постоянный, хотя и мизерный, заработок стал финансовой основой для существования его семьи. В это же время И.А.Гарднер нашел себе работу редактора малотиражной газеты-листка Луч. Печаталась она на гектографе в Зальцбурге по адресу Salzburg (Österreich), Gaisbergstrasse, 9.

В 1952 году Иван Гарднер получает предложение от католического священника патера Пауля Хейнрихса, настоятеля одного из немецких католических приходов, быть литургическим советником и стилистическим руководителем хора, организованного для образцового исполнения русского церковного пения при богослужении по восточному обряду. Хор, достигающий численности в 80–100 человек, имел возможность исполнять очень сложные церковные произведения и литургические музыкальные циклы, такие как «Всенощная» С.В.Рахманинова.
Через патера Пауля Хейнрихса Гарднер познакомился с профессором Мюнхенского университета имени Людвига и Максимилиана, славистом-филологом Эрвином Кошмидером (Erwin Koschmieder, 1896–1977). В 1954 году Эрвин Кошмидер, возглавлявший кафедру славянского отделения философского факультета Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана, исходатайствовал для Ивана Алексеевича приглашение читать лекции в университете о русском литургическом пении. В качестве лектора он приступил к занятиям в зимнем семестре 1954-55 учебного года, что впоследствии позволило ему вместе с семьей перебраться на постоянное место жительства в Мюнхен. Став преподавателем университета и «контрактуальным» сотрудником Баварской академии наук, он активно публикует свои работы по истории «безлинейной нотации» в нескольких немецких академических изданиях, часто принимает участие в международных научных симпозиумах, читает доклады о русском древнем церковном пении в Эрлангене, Брюсселе, Париже, Цюрихе, Зальцбурге, Вене, Белграде, сотрудничает с десятками изданий. В 1965 году Мюнхенским университетом ему присваивается ученая степень доктора философии за работу Das Problem des altrussischen demestischen Kirchengesanges und seiner linienlosen Notation («Проблема древнерусского церковного демественного пения и его безлинейной нотации»). Через 2 года эта работа была опубликована в виде отдельного издания в серии Slavistische Beiträge, издаваемой мюнхенским издательством Kubon und Sagner. В 1972 году Баварская академия наук заключила с Иваном Алексеевичем Гарднером контракт для исследовательской работы в области древнерусского богослужебного пения.

На протяжении многих лет И.А.Гарднер в качестве «контрактуального» сотрудника выполнял работу, связанную с описанием рукописных фондов BSB. К описанным им материалам относились рукописи старообрядческого происхождения, содержащие богослужебные тексты и записанные в безлинейной нотации мелодии, на которые эти тексты исполнялись. Дешифровка безлинейной нотации для записи ее на пяти-линейном нотном стане относилась к сфере научных интересов И.А.Гарднера. Мелодический материал, с которым он имел дело в этой работе, впоследствии превращался им в гармонизации для хоров однородного и смешанного состава. Из-за отсутствия возможности делать копии оказывавшихся в его руках материалов фотографическим способом, он часто переписывал от руки богослужебные музыкальные рукописи. Эти копии, оставшиеся после него, выполнены столь искусно, что можно было бы принять их за продукт русского старообрядческого скриптория XVIII-XIX века, если бы не современные бумага и чернила, использовавшиеся при их создании.

Несомненно, лебединой песнью в творчестве И.А.Гарднера стали подготовка и издание двухтомного труда Богослужебное пение Русской Православной Церкви, принесшего ему известность на родине.

Иван Алексеевич Гарднер умер на 86-м году жизни 26 февраля 1984 года и был погребен на кладбище Waldfriedhof в Мюнхене.

© Даниленко Б.О.