В серебряном поле червленое стропило, обремененное золотым якорем с таковыми же анкерштоком и кольцом, между двумя серебряными леопардами и сопровождаемое тремя лазуревыми лошадиными головами. Щит увенчан дворянскими шлемом и короною. Нашлемник: возникающий золотой гриф, держащий таковой же якорь. Намет: справа лазуревый с серебром, слева червленый с золотом.
Девиз: «VALET ANCHORA VIRTUS» [Добродетель надежный якорь], лазуревыми буквами по серебряной ленте.
Изображение герба: РГИА Ф. 1411. Оп. 1. Д. 69. № 16.
по искусству моему
в делании разной фарфоровой посуды.
Иван Алексеевич Гарднер принадлежит к известному роду Гарднеров, первые из которых приехали в Россию из Англии в начале XVIII века. Решив связать свою судьбу с Российской империей, семья Гарднеров служила ей на протяжении двух столетий. Купцы Гарднеры занимались разносторонней торговой деятельностью: продавали табак (импортный виргинский табак и малороссийский табачный лист), пеньку, сукно, лен, парусину; поставляли чистое серебро на московский монетный двор.
Франц Яковлевич Гарднер (1714–1796) в 1766 году получил привилегию, промеморий, от государственной Мануфактур-коллегии на открытие в Дмитровском уезде Московской губернии в сельце Вербилки фарфоровой фабрики – импортный фарфор и фарфор, производимый на Императорском фарфоровом заводе, не справлялись с потребностями рынка. Франц Яковлевич поставил себе задачу создать предприятие для массового производства фарфоровой посуды и при этом исключительно из русских материалов. Для этого он самолично отправился на поиски месторождений подходящей для этого белой глины; необходимые залежи были открыты им в Глуховском уезде Черниговской губернии.
Сельцо Вербилки, расположенное на реке Дубна и притоке Якоть, было выбрано самим Францем Яковлевичем, оно как нельзя лучше подходило для производства фарфора: богатство леса, необходимого для обжига, обилие воды, необходимой для приготовления фарфоровой массы, реки, служившие источником энергии, благодаря устроенной мельнице толчее, красная глина, лежащая практически на поверхности и необходимая для строительства печей.
Относительная удаленность от Москвы помогала на протяжении нескольких десятилетий сохранить секрет производства. Тонкие фарфоровые чашки, кофейники, сахарницы, масленки, молочники, сделанные из глуховской глины и белого блесковатого кварца, привезенного из города Олонца Новгородской губернии, сильно отличающиеся от массивной ценинной посуды, в тот же год сотнями стали наполнять российский рынок.
Прекрасная природа вдохновляла работавших над росписью посуды русских художников, среди них были выходцы из известных художественных центров, некоторые из них пришли из подмонастырских слобод Троице-Сергиевой лавры, поэтому в посуде первых лет прослеживается иконописный почерк. Цветки шиповника, незабудок, перистого мака, разбросанные по белому фону тарелок и чашек, лиловые и нежно-зеленые цвета – вот то, что отличало посуду первых лет гарднеровского фарфора. Крупный розан или пышный цветок становятся центральным элементов росписи, вокруг него формировался букет из более мелких полевых цветов.
Все эти мотивы и краски русские мастера черпали из окружающего их мира природы. Гарднеровская фарфоровая фабрика была первым полностью русским мануфактурным производством по изготовлению фарфоровой посуды.
Гарднеровский фарфор был узнаваем, он отличался от западноевропейского фарфора и пользовался большим спросом у русских покупателей. Слава его стремительно росла. Высокий уровень качества материала и росписи позволил получить доступ на столичный рынок в Санкт-Петербурге. О фарфоровой посуде из сельца Вербилки узнала императрица Екатерина II, что привело к заказу грандиозного масштаба.
30 ноября 1698 года Петром I была учреждена высшая награда Российского государства – орден Андрея Первозванного. Следующей по значению наградой был учрежден 25 ноября 1725 года орден святого князя Александра Невского. 25 ноября 1769 года ЕкатеринаII учредила орден Георгия Победоносца, которым награждали за военные заслуги, он был уже рассчитан на более широкий круг. Кавалеры каждого ордена собирались раз в год на праздник, устраиваемый в их честь при императорском Дворе.
Для этих праздников императрица и решила в 1777 году заказать Францу Яковлевичу Гарднеру особые парадные Орденские сервизы: Андреевский, на 30 персон, для кавалеров ордена Андрея Первозванного; Александровский, на 40 персон, для кавалеров ордена Александра Невского и Георгиевский, на 60 персон, для кавалеров ордена Георгия Победоносца.
Каждый сервиз должен был состоять из сотен приборов: тарелки плоские и глубокие, чашки разных сортов, «черенья ножевые и вилочные», корзинки для фруктов, разносортные стопочки, чашки для мороженого и т. д. Каждый сервиз имел в своей росписи мотивы соответствующих орденских знаков, рисунки утверждались при императорском Дворе и передавались Ф.Я.Гарднеру, они были выполнены уже во входившем в свои права новом стиле классицизма.
Более сложным для росписи был рисунок ордена Андрея Первозванного, потому что он носился не на ленте, а на цепи из медальонов с военной символикой и Российским Гербом, соответствующие сложные изображения должны были расписываться по краю тарелок. Все три заказа были с успехом реализованы и в целости доставлены из Московской губернии в Санкт-Петербург к условленным срокам.
В связи с этим Гарднеру был заказан еще и четвертый сервиз – Владимирский, для парадного обеда кавалеров ордена Святого Равноапостольного князя Владимира, учрежденный в 1782 году и рассчитанный на награждение большого количества военных чинов и гражданских служащих; количество кавалеров не имело ограничения. Заказ был сделан на 3562 предмета. И в этот раз Ф.Я.Гарднер справился. Кроме хорошего вознаграждения от императорского Двора, Гарднер получил в 1785 году от Московского губернатора за заслуги перед императорским Двором право ставить на посуду клеймо с изображением «ездока» – Георгия Победоносца – герба города Москвы.
Судьба английского купца Гарднера, его сыновей и внуков все сильнее и сильнее сплеталась с судьбой России. В 1811 году Гарднеры переходят в российское подданство и записываются в московское купечество. Накануне войны 1812 года их образ жизни приближается к образу жизни русского дворянства.
Отечественная война 1812 года приводит к патриотическому подъему во всей стране, отражающемуся и в гарднеровском фарфоре: художественная роспись посуды изображает самые прославленные победоносные сражения русской армии; на гарднеровском «сервизе 1812 года», покрытом сплошь позолотой, изображены великие полководцы М.И.Кутузов, П.И.Багратион, А.Н.Сеславин и их недавний предшественник – А.В.Суворов.
Знаменитые гарднеровские статуэтки приобретают новое направление, изображая быт простого народа, который тоже сыграл важную роль в победе над французской армией. Бытовые образы крестьян гарднеровской фарфоровой пластики навеяны вышедшим в 1817 году журналом «Волшебный фонарь», показывающим картины народной жизни. Популярность фарфора Гарднера все больше растет, он завоевывает первые места на всероссийских мануфактурных выставках в Санкт-Петербурге и Москве, его успехи освещаются в печати.
Семья Гарднеров переходит в православие, все 10 сыновей нового владельца фарфорового завода, Петра Францевича Гарднера (1791 – ок.1876), рожденные с 1816 по 1837 год, крещены в Елоховском соборе Москвы. Получив российское подданство, молодые Гарднеры поступают на военную службу, что соответствовало патриотическому настрою России после войны с Наполеоном. Воинские награды дают им право быть вписанными в родословную книгу московского дворянства.
Наибольшего успеха на военном поприще достигает старший сын Петр Петрович Гарднер (1816–1881), за участие в боевых действиях получивший множество наград и пожалованный званием генерал-лейтенанта с назначением в свиту Его Императорского Величества АлександраII.
Тем временем гарднеровский фарфор продолжает занимать самые лучшие места на художественно-промышленных выставках страны, привлекая всеобщее внимание разнообразием и изяществом рисунков и форм, белизной и прочностью глазури, чистотою и ровностью позолоты. В 1855 году в дополнение к Московскому гербу с изображением Георгия Победоносца, в качестве высочайшей награды, гарднеровском фарфору присваивается знак Государственного герба – изображение двуглавого орла. А в 1872 году завод получает очередную награду – еще один знак герба Российской Империи.
Большое количество гарднеровского фарфора уходит на персидский рынок, предназначенная для Персии посуда расписывалась специальными восточными узорами.
Славная история фарфорового производства семьи Гарднеров, связанной с судьбой русского народа и послужившей к прославлению России, заканчивается продажей фабрики в 1893 году последней владелицей, Елизаветой Николаевной Гарднер (1838–1913), М.С.Кузнецову, состоявшему с ними в родстве, – крупнейшему предпринимателю в этой отрасли.
Но имя торговой марки Гарднеров в фарфоровом производстве не перестает существовать: во владение Кузнецова переходят не только формы, модели, рисунки, образцы писанные и печатные, но и право на знак фирмы «Гарднер» – Государственный и Московский гербы, награды и медали, то есть право пользоваться именем Гарднер.
Можно с уверенность сказать, что гарднеровский фарфор оказал влияние практически на все фарфоровое производство Российской Империи. После выполнения Орденских сервизов, Императорский фарфоровый завод также перешел на глуховскую глину и перенял некоторые лучшие формы с сервизов Гарднера. В конце XIX века его формы и рисунки перешли Товариществу Кузнецова, который распространил их на свои фабрики – Дулевскую, Тверскую и Рижскую, а периодически и выпуская посуду непосредственно с клеймом Гарднера. В Советском Союзе формы Гарднера использовались на Дмитровском фарфоровом заводе «Вербилки».
В начале XX века гарднеровский фарфор стал пользоваться большим спросом у коллекционеров: во Франции, Бельгии и Германии появились предприятия, которые подделывали фарфоровую посуду под «старого Гарднера».
Семья Гарднеров, обретя в России свой новый дом, свою новую Родину, сыграла выдающуюся роль в деле становления российского фарфорового
производства.
© В.Ю. Романченко: текст, фото фарфора. [Буклет в pdf]